
|
КОНДРАТЬЕВ (ЧЕРТОВ) Филипп Дмитриевич, родился в с. Саитовке Нижегородской губернии в 1878 году. В деревне закрепилось народное прозвище Чертов, которое потом стало фамилией. Исповедовал православие и относился к сословию крестьян, которые, за редким исключением, покидали родные места.
В раннем возрасте приобщался к грамоте, так как умел немного читать и писать. Проживал на центральной улице почти напротив церкви.
В селе был известен как Филек. В конце 19 века обвенчался и сочетался браком с супругой ЕКАТЕРИНОЙ примерно того же года рождения.
С подписанием В.И. Лениным в марте 1918 декрета «О праве граждан изменять свои фамилии и прозвища» семья изменила свою фамилию на Кондратьевы. За совершения такого акта взималась немалая пошлина и поступала в доход молодого советского государства. Поэтому желающим отказывали редко.
|
В ту пору крестьянские семьи были большими. Под одной крышей, кроме престарелых родителей, проживали и семьи их детей, которые, как правило, имели не менее 5-6 детей, не считая умерших в младенческом возрасте. Люди считали за правило, что грешно пытаться решать за Бога кому появляться на свет. Крестьянские семьи с 2-3 детьми считались скорее исключением, о которых складывалось мнение, связанное со слабым здоровьем хозяина или хозяйки либо «Рано она стала вдовой, поэтому и детей трое».
Основа жизни крестьян заключалась в земле, которую нужно было распахивать и засевать. Поэтому дополнительные руки никогда не были лишними. Детей с малолетства привлекали к трудному крестьянскому труду. В семьях великая роль отводилась дедушке и бабушке. Они всячески стремились передать детям ценные и важные знания. Зачастую опорой служили народные сказки и предания, где повествовалось об опасностях огня, рек и лесов.

До начала первой мировой войны у него было уже трое детей: ТАТЬЯНА 1905 года рождения, ИВАН (1908 г.) и ТАИСИЯ (1911 г.), а их мать Екатерина донашивал следующего ребенка. Несмотря на многодетную семью, Филек в чине простого солдата был призван в ополчение и отправился на фронт защищать "царя и Отечество". Вскоре появилась на свет еще одна дочь АНАСТАСИЯ.
Одной из главных проблем любой войны считается обилие крови и грязи. Поэтому оборудованные окопы через некоторое время постепенно заполняются грязной жижей. Вследствие длительного пребывания в сырых окопах Филек получил заболевание ног, которое потом вылилось в начальную стадию гангрены, то есть "антонов огонь", как она называлась в простонародье. (АНТОНОВ ОГОНЬ - врач. - гангрена, помертвение члена или части тела, которая отделяется, как неживое, и отпадает).
С этим недугом Филек попал на излечение в околоток. (Околодок - истор; син. околоток - врачебный пункт воинской части в русской армии 19 - начала 20 вв.).
Продолжительное лечение не давало обнадеживающих результатов и тогда "военными коновалами" было принято решение об ампутации ног. Филек на такую операцию не согласился и высказался, что будет умирать, но со своими ногами.

После комиссования по инвалидности, он вернулся в родное село. Как ни странно, но благодаря неимоверным усилиям и верой в себя, он сумел все-таки приостановить развитие гангрены ног. С помощью свежего дегтя и деревенских снадобий в сочетании с русской баней, здоровье недуг начал отступать. Получив возможность двигаться, Филек с удвоенной силой отдался нелегкому труду земледельца.
Революционные события 1917 года крестьянами были восприняты без какого-либо ликования. Принятый большевиками Декрет о земле аннулировал частную собственность, то есть ликвидировал право крестьян на землю. Оказалось, что предыдущие три их поколения по реформе 1861 года выкупали землю у помещиков часто с большим напряжением напрасно. Большевики в городах испытывали проблемы с хлебом, а крестьяне отдавать его задарма не собирались. Лето 1918 года положило начало продовольственной диктатуре.
В это время в семье Филька родился сын МИХАИЛ. Страшная гражданская война, продовольственная диктатура и продразверстка в России закончились голодом 1921-1922 годов с 5, 5 миллионов жертв. Несмотря на жалкое состояние крестьянского хозяйства, его семья в 1921 году пополнилась дочерью ИРИНОЙ. Впоследствии настойчивый и упорный труд семьи позволил преодолеть свалившиеся невзгоды и единоличное хозяйство, стало приобретать черты зажиточного.

Весной 1929 года был заключен договор о сотрудничестве с компанией «Форд». Наша страна добилась получения права на производство легкового автомобиля «А» и грузовика «АА»., производство которых возлагалось не Горьковский автомобильный завод. Для строительства предприятия потребовался набор рабочих из числа крестьян. Так, в строительный коллектив завода влился старший сын Филька Иван, который позднее привлек младшего брата Михаила.
Состав семьи Филька заметно сократился. К тому времени две старших дочери уже вышли замуж и на его попечении оставалось лишь две младших дочери. В декабре 1929 года было принято Постановления Нижегородского крайкома коммунистической партии о проведении сплошной коллективизации края за три года. У Филька было крепкое крестьянское хозяйство «середняка» и особого желания вступать в колхоз он не испытывал, несмотря на увещевания своего друга Бодрова.
Накануне Сталин заявил, что кулачество должно быть уничтожено в стране – как класс. Проводимая политика и ограниченные сроки, указанные в постановлении, потребовали от большевиков активных действий. При этом были допущены роковые ошибки, дискредитирующие саму идею коллективизации. С легкой руки активистов к кулакам были причислены не согласные зажиточные крестьяне, не имеющих каких-либо существенных намеков и зацепок к раскулачиванию.
Многие люди даже не верили, что они подлежат раскулачиванию: большая семья и хозяйство большое, много надо, чтобы прокормить всех. Если кого-то раскулачивали, то остальные жители деревни почти все рыдали. Поэтому некоторых раскулачивали рано утром или поздно вечером при меньшем скоплении людей, чтобы меньше было свидетелей и очевидцев. Имеются даже воспоминания, когда одной семье подсказывают: «Вас ведь будут раскулачивать». А те отвечают: «Да мы же не попадаем в категорию кулаков».
Члены семей кулаков первой и второй категории лишались крова и нажитого имущества, которое ту же распродавалось, а они выселялись в отдаленные местности СССР на спецпоселение. Отмечалось немало и случаев мародерства или, когда отбирались шапка, тулуп и сапоги, которые тут же одевали активисты, появлялись на улице и чувствовали себя «королями положения». Тем не менее драконовские методы раскулачивания принесли плоды - к лету 1931 года общая доля колхозов превысила 50%.
Положение Филька оказалось между молотом и наковальней, и он был раскулачен. С оставшимися членами семьи, не успевшими отделиться к тому времени, он был отправлен на спецпоселение в Кировскую область на заготовку леса для государства. Условия жизни были крайне тяжелыми. Местные власти не были готовы к такому наплыву людей. Нередко на тысячу человек выдавалось буквально три пилы и три топора.
 Если удавалось построить жилище, то в нем проживало обычно 40-50 человек. У них ничего не было, потому что все отобрали. Ходили в том, что осталось на них перед отправкой в ссылку. Филек с Екатериной и двумя дочками Анастасией и Ириной, наравне с другими, жили в сарае. Условия труда для всех были одинаковы, невзирая на возраст. Вся жизнь раскулаченных проходила под беспрерывным контролем и надзором коменданта. По его указанию каждую ночь осуществлялись проверки: все ли на месте, не сбежал ли кто.
Иногда удавалось получить отдых после изнуряющего труда. В один из таких дней Ирина с подругами отправилась на речку. Ее родители, братья и сестры больше 16-летнюю Ирину живой не видели. Говорят, что она утонула, а как было на самом деле никто не знает. Находясь в ссылке Филек также получил известие, что в городе его младшего сына Михаила с открытой площадки трамвая столкнул его начальник по злому умыслу на рельсы
После отбывания ссылки через несколько лет мытарств "по разным углам" и дальним родственникам Филек вновь вернулся в родное село, но там его никто не ждал, кроме дочери Анастасии. В бывшем его доме жили совсем чужие люди, какой-либо компенсации за изъятое имущество и "ударный труд" на лесоповале он не получил. Поэтому пришлось все начинать сначала так сказать "с чистого листа". К тому же начавшаяся Великая Отечественная война внесла в жизнь свои коррективы.
В войне Филек не участвовал как по причине преклонного возраста, так и по состоянию здоровья. В последнее время из-за физического перенапряжения после недавно перенесенной операции паховая грыжа не позволяла ему трудиться в полную меру своих сил. Поэтому он в основном занимался домашним хозяйством и скончался в 1957-58 году.
Таким образом, деду Фильку досталась нелегкая доля. Пройдя горнило первой мировой войны и оставшись в полном здравии, он пережил немало мытарств и невзгод. Его нелегкая судьба переплетается с историческими перипетии, через которые прошло становление нашей страны.
История края | Саитовка и ее окрестности | Быт крестьян | Жители | Истории жителей | Генеалогические деревья |
|
|
|
|
|
|
|