Лого

Заработок на автомате

Родословная

Дачные самоделки

РЭКС

Обменные
пункты

Забор

Умный дом

Покупка товаров в
кэшбэк-сервисах

Заработок через
интернет



Пройди тест!

инвестируй в себя

Статьи и др. материалы

liУниверсальная электронная библиотека

liЭлектрикам

liДачникам

liДомашним умельцам

liСадоводам и огородникам

liХозяйкам

liКрасота и здоровье

liОбмен электронных денег

liЭлектронные платежные системы

Разное

liВ.И.Даль. Толковый словарь.

liПереводчик единиц измерения



 

<<< А Б В Г Д E Ж З И Ка Ко Кон Л Лы М
Н О П Р С T У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я >>>

Саитовка и ее жители

Вот моя деревня . . .

У каждого человека существует своя малая родина, неразрывно связанная с детскими годами.  Несмотря на то, что человек давно покинул родные места, в мыслях он не раз возвращается к картинам своего детства.

Память нетленна и в ней до «деревянного бушлата» сохраняются отдельные впечатления о вехах жизни. Контуры одной части из них порой размываются или исчезают совсем, но наиболее яркие, связанные с детскими годами, остаются навсегда.

Саитовка и ее жители дороги многим людям, кто как-то связан с ней. Поэтому не лишним будет коснуться прошлого и освежить в памяти некоторые прошедшие мгновения.

СОДЕРЖАНИЕ

Краткая характеристика села

Почтовый адрес: 607935, Нижегородская обл., Починковский р-н, Саитовка село, Ленина ул., д. 19
Долгота - 45°1’ E
Широта - 54°43’ N

Саитовка - село, раскинулось на просторах Окско-Волжского междуречья в лесостепной зоне на юго-востока Нижегородской области в 8 км от районного села Починки. Наравне с пространными полями, местность изобилует лощинами, балками и оврагами. (Село - собирательное наименование небольшого крестьянского поселения в России, то есть деревня.

Такой населенный пункт обычно покоится на достаточном расстоянии от города. В установленной лексикологии деревня и село имеют различия: в селе должна быть церковь.

саитовка и ее жители

Село до революции 1917 года и в советских колхозах нередко причислялось к центральной усадьбе. Как раз в селе часто располагались заведения по переработке первичного сырья и продуктов крестьянской трудовой деятельности: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. Жители села частенько справляли заимки, где отдавались нелегкому крестьянскому труду, находясь подавляющую часть летнего сезона ближе к своим пашням и покосам.

Согласно "Списка населенных мест Нижегородской губернии" (1863) Саитовка относилась к селу казенному Лукояновского уезда, ее население составляло 1955 человек и включало 232 двора. (Уезд до советского времени в России представлял административно-территориальную часть, сложившуюся в процессе образования единого Русского государства (XV-XVI вв.).

В начале XVIII в. уезд стал составной частью губернии (подразделялся на волости. В соответствии с губернской реформой 1775 уездную администрацию возглавил исправник. По земской реформе 1864 в уезде создавались земские собрания).

Наряду с селами Кендей и Пелей-Казенной, относящимися в ту пору к мордовским поселениям, Саитовка входила в Кочкуровскую волость. (Волость - административно-территориальная единица России. В древней Руси - вся область земли (княжества); полу самостоятельный удел; сельская территория, находящаяся в подчинении у города, с конца XIV века относилась к куску уезда.

С 1861 волость как сословное крестьянское управление существовала до Административно-территориальной реформы 1923-29.)
Климат местности - -континентальный - с холодной продолжительной зимой и теплым сравнительно коротким летом. Абсолютный минимум температуры в январе 42 градуса мороза, а абсолютный максимум температуры июля - 37 градусов тепла.

Почва в Саитовке и ее окрестностях по большей части черноземная сыпучая, которая не выносит продолжительной засухи. От ветра поднимается тонкая пыль не только с дорог, но и с полей. Подпочва местами глинистая, реже - песчаная.

Краткая характеристика села и название придают ему индивидуальные черты. Название села, по всей видимости, исходит от Тогая и его ближайшего окружения, когда Золотая Орда (1360 - 1390 гг.) делилась между двумя ханами - Мюридом (Амуратом) и Абдулом (Abdullah), именем которого управлял темник Мамай.

Вследствие того, что связь между центральной администрацией в Сарае и окрестными землями государства существенно ослабла, то местные феодалы попытались образовать свои самостоятельные, не зависимые от ханов, владения. И это им нередко удавалось.

Тогай был одним из таковых. Его улус располагался в то время в устье реки Рудня. Кроме Саитовки, о пребывании татар на территории края свидетельствуют также названия сел: Тагаево, Мадаево, Шагаево, Азрапино, Байково, Акаево, Дивеев Усад. Именитые татарские памятные сооружения сохранились в Гагино, Ветошкине, Юрьеве, Шарапове, Борнукове.

Особенности села Саитовка

Исторические контуры Саитовки четко выражены высокой возвышенностью, окруженной со всех сторон фактически балками и оврагами. На этом же холме к востоку в трех километрах от села разместилась мордовская деревня Кендя. В пойме реки Алатырь к северу от Саитовки на расстоянии пяти километров раскинулось большое село Кочкурово.

К достойным внимания особенностям села Саитовки по праву относят тонкий аромат ее садов с фруктовыми деревьями и кустарниками. Обилие черноземной почвы и ряд подходящих климатических условий благоприятствуют их произрастанию и плодоношению.

Так, например, в Кочкурове, постоянно скапливающиеся туманы, обильная роса, в дополнение неглубокое расположение грунтовых вод и высокая влажность в низине оказывают отрицательное воздействие на развитие садоводства. В давние времена местность в окрестностях Саитовки когда-то покрывали лесные массивы, но поташное производство, существовавшее в округе на многие годы, привело к истреблению лесов на больших площадях.

Саитовка в ту пору, наряду с другими окрестными селами, входила в вотчину боярина Морозова и крестьяне, обитающие в ней, относились к разряду государственных. Крестьянские постройки в России тогда разделялись на правильно и неправильно распланированные.

Правильные постройки до сих пор частично сохранились в селах когда-то с государственными крестьянами и селах удельного ведомства, построенных после пожаров в соответствии с правилами сельского благоустройства. Несмотря на канувшие в лету годы и смену нескольких поколений, в очертаниях села Саитовки, тем не менее, явно просматриваются положения ранее действующих правил.

краткая характеристика села

Судя по плану, центром села являлась площадь, на которой обычно размещалась церковь. В Саитовке церковь была также сооружена на площади и представляла собой деревянное здание, но довольно внушительных размеров.

Согласно [1] указу святейшего патриарха и челобитной крестьян со старостой Ивашкой Евтифеевым села Саитовки Саранского уезда Починковской волости первая христианская церковь Рождества Христова была построена где-то в августе 1700 года (7208 г. по славянскому солнечному летоисчислению. Первым попом стал Степан Деомидов.

Несмотря на то, что село входило в вотчину боярина Морозова, Саитовка была мордовским селом. А, как известно,  крещение мордвы происходило в промежуток c 16-го по средину 18 века. Отсюда очевидно, что ранее в Саитовке христианской церкви не могло быть. После освящения первой церкви была положена дань с дворов: попова, дьячкова, пономарева, просвирницина, да с приходских 21 двора крестьянских, с церковных земель, пашни и сенных покосов. За 1746 год церковной дани платилось рубль.

Последний храм был построен в честь святой мученицы Параскевы. Здание церкви со своей колокольней доминировало над крестьянскими избами и хозяйственными постройками. С колокольни видны были все околицы села и ближайшие окрестности. Как и полагалось православным храмам, колокольня церкви имела несколько колоколов: от малого до великого.

В дни престольных праздников мелодичный перезвон колоколов слышался далеко за пределами села. Однако атеистистическая пропаганда, насильственно навязанная Cоветской властью крестьянам, не заставила себя долго ждать и, одно из первых ее проявлений, привело к уничтожению церкви. Из-за благих намерений или, скорее всего, в угоду советскому руководству и проводимой им политики по чьему-то злому умыслу в 20-е - 30-е годы 20 века случился пожар, и церковь сгорела дотла.

Здание церкви и прилегающее к ней кладбище священнослужителей располагались примерно на том же месте, где в послевоенные годы был возведен сельский клуб, а потом возле него воздвигнут памятник воинам-освободителям. Строительство клуба и памятника в буквальном смысле происходило на пепелище церкви и человеческих останках.

Контуры села

В былые времена церковь была основой села, а в советское время контуры села немыслимы без клуба. Под него обычно использовались здания церквей или он строился на их месте. В процессе земляных работ при возведении сельского клуба нередко попадались кости, обгоревшие головни, угли и подвергшийся окислению металл расплавленных от огня церковных колоколов. Главным архитектором и строителем клуба можно по праву назвать Бориса Кашина по деревенскому  прозвищу "Галкин".

Первый сельский клуб располагался на площади ближе к Прудку в одном из двух, существовавших тогда в селе, кирпичном здании недалеко от правления колхоза (конторы). Второй этаж здания представлял собой деревянную надстройку ("голубятню"), которая долгое время принадлежала школе.

В подвалах здания до революции располагалось питейное заведение и сельская потребительская кооперация. Позже она была перенесен ближе к центру площади в отдельное здание, служившее одновременно продовольственным и промтоварным магазином. Недалеко от магазина ютились в обычных крестьянских избах почта, сельский совет, медицинский пункт и школа.

Со всех сторон площадь окружали крестьянские подворья с приусадебными участками, которые образовывали несколько параллельных улиц, простиравшихся от площади в юго-западном и северо-восточном направлениях соответственно. Самая широкая центральная улица, замыкающаяся непосредственно на площадь, называлась Концом и продолжалась до околицы села, от которой начиналась дорога, соединяющая Саитовку с Починками и Пелей-Казенной.

По обеим сторонам улицы избы крестьян выстроились "по струнке". Вторую линию улицы образовывали подсобные постройки в виде амбаров, погребов, омшаников, выходов и т.д., отстоящих от жилых строений на 30 - 50 метров. Середину улицы на достаточно большом расстоянии от линий подсобных строений занимала широкая проезжая часть. Почти у каждого жилого дома имелся небольшой палисадник непременно с березкой, сиренью, шиповником и др. деревьями и кустарниками. Между палисадниками и подсобными строениями по обеим сторонам улицы пролегли пешеходные дорожки.

Неотделимой частью и гордостью каждого приусадебного участка являлся фруктовый сад, который далее переходил в гумно, тянущееся до границы такого же гумна, но принадлежащего другому крестьянскому хозяйству смежной улицы. Параллельно улице, пересекая все земельные наделы, на границе садов и гумен, как правило, протаптывалась крестьянами в хозяйственных нуждах небольшая тропинка.

Между каждыми двумя дворами полагалось иметь проулок до 8 сажень (1 сажень=7 англ. футам=84 дюймам=213,36 см), а между восемью дворами построек - широкие проулки в 16 сажень.
С приростом крестьянских семей, а также их дроблением создавалось значительное число более мелких самостоятельных ячеек и подсобных хозяйств.

По этой причине стали чаще застраиваться и проулки. Однако искусственный рукотворный водоем, названный Прудком. Вырытый посредине центральной улицы в нескольких метрах от площади для быстрого водоснабжения как резервный водоем в случае пожара, хоть и не в первозданном виде, но сохранил и поныне приданный ему вид.

Улицы села

Помимо основной магистрали, другие улицы села являлись параллельными ей. Восточнее центральной улицы пролегала улица Буяновка, не уступающая по ширине центральной, а западнее - Кусаковка и за ней - Камаевка. Название Буяновки связано, по-видимому, с буйным поведением некоторых ее обитателей. (БУЙНЫЙ, сокращ. буй, смелый, храбрый, дерзкий; самонадеянный, кичливый, шумливый; бушующий, беспокойный, забиячливый, бурливый; могучий, одолевающий; склонный к самоуправству, насилию, обидам. Буянские поступки, буянная жизнь, пьяная и буйная, насилие и драка. Буянщина ж. собират. буйная шайка, либо - буянщики, дрягили, рабочие на буяне. Буянство ср. буйство; буянствовать, буйствовать, буянить).

По околице села вблизи этой улицы проходила торная дорога, которой пользовались жители ряда окрестных мордовских сел (Кенди, Гуляева,  Пели-Казенной и других) для посещения прославившимся в те времена базаром в Починках. По другую сторону дороги пролегал огромный овраг Механов, переходящий в довольно обширную балку Сарав.

По дну оврага и далее по балке протекает ручей, берущий свое начало в местечке, так называемом Семивражки, и впадающий в речку Пелька около мордовской деревни Кочкари. Этот ручей местные жители также называют Пелькой, который подпитывается влагой другого ручья, пересыхающего в летнее время и вытекающего из небольшой балки Стрелки.

Балка Сарав и прилегающие к ней несколько мелких балок были покрыты густыми зарослями кустарников вперемежку с деревьями. Пользуясь складками местности и зарослями, некоторые отчаянные старожилы Буяновки не гнушались легкой наживой и изредка занимались мелким разбоем на дороге. После коллективизации эта улица приютила колхозные амбары и склад для зерна, а в балке Сарав был разбит фруктовый колхозный сад с пасекой.

По аналогии можно предположить, что название улицы Кусаковки (КУСАТЬ, куснуть, кусывать что или кого, стискивать, мять, отрезывать или ранить зубами; грызть, жевать.) также исходит от дурных наклонностей и привычек ее жителей.

Тогда первой приходит мысль о том, что, если крестьяне одной улицы буянили, то другой, наверное, кусались. Вполне возможно, что так оно и было в переносном смысле этого слова. Однако все-таки более правдоподобно допустить, что кусались не сами крестьяне, а их собаки, без которых не обходились крестьянские подворья, в частности на окраинах деревень.

На этой улице размещались кузница и паровая мельница. Без их услуг в ту пору не могло обходиться ни одно крестьянское хозяйство. Кусаковка заканчивалась дорогой в село Кочкурово и очередным Средним оврагом, который тянется до поймы реки Алатырь. На юго-восточном берегу оврага выделено место под сельское кладбище, которое местными жителями называется Могилами.

На Камаевке примостились колхозная ферма и пилорама, которая до появления в селе электричества приводилась в действие посредством трактора "Фордзон" или "колесника" по меткому определению крестьян. За Камаевкой начинается балка с пологими склонами, которая отделяет Саитовку от Кочкурова.

балка с родником

По дну балки протекает ручей Ржавец, который ближе к Кочкурову его вода по причине сброса нечистот становится грязной как ражавчина. Ручей впадает в Алатырь, который берет свое начало от родника, названного Микола в честь Николая Чудотворца. Ежегодно в летнее время над родником проходили богослужения.

От площади села в северо-восточном направлении центральная улица Конец раздваивается оврагами на более мелкие улицы Шихан и Куточек, от которого в свою очередь отпочковался Завраг.

улицы села

 (ШИХАН м. татарск. вост. холм, бугор, особ. крутой, островерхий, шатром; - макушка, верхушка горы. Шиханы в песках, крутые бугры грядами, гребни. Шиханы ставит, касп. морской лед ломает ветром и торосит, громоздит, ставит шатром. По-другому, составить доски шиханом, сослонить шатром. Шиханник, кучегурник, бугорник, сухой кочкарник, песчаный бугорник.)

Восточная сторона Шихана начинается с относительно ровной местности, в то время как, с другой стороны, наблюдается понижение местности, переходящее в неглубокий овраг, который затем расширяется, образуя балку Шугуровка. Название, скорее всего, происходит от Шугуровых - одного из родов мордовских князей XVI-XVII веков, данное обруселой мордвой, которая проживала на Шихане, наиболее приближенном месте к мордовскому селу Кендя. Улица заканчивается околицей села, от которой начинается дорога к лесным угодьям и пойменным лугам реки Алатырь.

Куточек (КУТ м. южн. угол, закоулок, зауголок, закоелок, тупик; вершина или конец глухого захода, залива, заводи, мыса и пр. Загнали волка в кут - там ему и капут!) и Завраг (ЗАВРАГ м. новг. снежный сугроб, сувой, ухаб, шибок, раскат. Завражное ср. ряз. балка, лощина с кустарником) разделяется оврагом с довольно крутыми и обрывистыми склонами, переходящим в балку. По дну оврага и балки протекает ручей, из которого посредством запруд жители улиц создавали, так называемые "речки" для полоскания белья.

Балку назвали Поповской, так как когда-то поблизости от нее проживал местный священник, имея на склонах балки фруктовый сад. В Завраге сохранился даже кирпичные амбар, принадлежащий ему. Куточек обрывается крутым склоном, обсаженным фруктовыми деревьями, где балка Шугуровка и Поповская образуют единую балку Крутой бык.

Посредине этой балки продолжают течение ручьи Шугуровки и Поповской, которые объединяются в один и образуют небольшой овраг, разрастающийся с расстоянием как по ширине, так и по глубине. По одну сторону этого оврага, где заканчивается улица Завраг, размещался небольшой кирпичный заводик.

Окрестности села

Место расположения населенного пункта изрезано балками и оврагами, которыми также изобилуют окрестности села. На восточной стороне балки Крутой бык в полукилометре от села бьет из-под земли родник с прозрачной и очень холодной водой, названный Пятницей в честь святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей.

Раньше там была небольшая часовня и из церкви совершался крестный ход в десятую пятницу после Пасхи, потому что в этот день совершается празднество. Крутой бык далее соединяется со Средним оврагом и плавно переходит в пойму реки Алатырь.

Юго-восточный склон Среднего оврага и прилегающие к нему места называются Извалом (ИЗВАЛИВАТЬ, извалить, сваливать, вываливать, опрокидывать, опруживать, выворачивать. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи.).

Извал представляет собой очень крутой склон, но в то же время не обрывистый, переходящий из возвышенности в равнину. Далее от Извала к северо-востоку открывается обширная пойма реки Алатырь, поросшая ивами и другими влаголюбивыми кустарниками, которая обильно заполняется его водами в весеннее половодье.

Когда схлынет полая вода, то есть "Алатырь входит в берега", его пойма еще довольно долгое время остается заболоченной. В оставшихся громадных лужах нередко остается и мелкая рыба, которую с великим удовольствием собирают и ловят местные жители.

По другую сторону Алатыря пойма весной обильно покрывается растительностью, образуя заливные луга. Для досягаемости этих лугов жители Саитовки и соседних деревень возводят через реку деревянные мосты, которые обычно разбирают с наступлением поздней осени, чтобы в следующую весну не искать свой мост ниже по течению реки. Местом для хранения оснастки моста до весны крестьянам Саитовки служил холм на противоположном берегу Алатыря, к которому подступает полая вода, но не затапливает его.

окрестности села

Заболоченную пойму Алатыря издавна жители деревень стремились сделать менее топкой и доступной для гужевого транспорта, а иногда и пригодной обычно для посевов конопли. С этой целью в пойме реки рылись канавы, траншеи и рвы. Полотно дороги между Извалом и правым берегом Алатыря крестьяне Саитовки дополнительно поднимали за счет подсыпки привозного грунта, хвороста, соломы, слег и других материалов.

Поэтому этот участок местности и поныне носит название Гати (ГАТИТЬ, гачивать, заваливать воду, топь или болото хворостом, соломой, землей. Гатят дорогу по топкому или песчаному месту, или плотину, для удержания воды).

Через ручей, протекающий по границе Извала и Гатей, перекинут деревянный мостик, который издавна величают как Соловьев. Одно из преданий гласит, что его название происходит от крестьянина, который когда-то утонул в этом месте во время весеннего разлива вод Алатыря. Этот ручей за Соловьевым мостиком сливается еще с двумя ручьями, один из которых Ржавец примыкает к нему со стороны Кочкурова, а другой вытекает из Среднего оврага.

Объединившись, эти ручьи образуют достаточно полноводный ручей, из которого жители создали рукотворное ирригационное сооружение в виде водоотводной канавы, осушающей прилегающее болото. Параллельно этой канаве по другую сторону Гатей сооружена другая более мелкая аналогичная канава, которая разделяет Нижегородскую область и Мордовию.

Левый берег реки Алатырь, и его пойма плавно переходят в возвышенность, на которой сохранился достаточно густой лиственный лес. Этот лес с северо-запада на юго-восток пересекает железнодорожная ветка, соединяющая города Нижний Новгород и Пензу.

За железной дорогой в полукилометре друг от друга пролегают две линии трассы высоковольтной электропередачи Куйбышев - Москва. Со стороны Мордовии по этому берегу реки Алатырь раскинулся хвойный массив, который создан уже людьми. Среди этого массива ближе к разъезду Кендя построен лечебно-курортный поселок, который был назван как Санаторий.

Восточнее от Саитовки по склону балки Луков проходит граница с мордовским селом Кендя. Внизу балки бежит ручей до Соловьева мостика, а на правом берегу - лесополоса (Сосенки). Она одним концом упираются в балку Сарав, а другим - в Ердов бугор (дословно - "земляной бугор") на мордовской территории, который изобилует прекрасными полянами дикой клубники. В летнее время - это любимое место сбора ягод детьми Саитовки и Кенди, которое в то же нередко превращается в поле баталий при мелких стычках между ними.

Ближе к Саитовке от Лукова берет свое начало другая, более меньших размеров, балка Климов. По склонам обеих балок ягодные поляны перемежаются с густой травой. Поэтому в летнее время эти склоны балок используются жителями как сенокосные угодья, сено с которых обладает изысканным запахом ягод и лета.

После уборки сена склоны балок, как Гати и Механов, используются для выпаса скота. Между началом этих балок и балкой Сарав проходит грунтовая дорога, соединяющая Саитовку с Кендей. К югу эта дорога раздваивается и переходит на околице Саитовки в улучшенную дорогу, ведущую в Починки.

Коренной народ

Физиологически и по телесному сложению коренной народ кряжистый, жилистый, неразборчивый в пище, на удивление долготерпеливый и способен переносить суровые климатические условия. А русском простонародном обществе, как нигде, существовал жестокий естественный отбор. Хилые от рожденья помирали в младенчестве.  В более зрелом возрасте дети умирали в основном от голода или эпидемий. Вследствие этого, людям, которые выжили "износу не было".

По причине «нехватки рабочих рук» дети обычно вскармливались материнской грудью только до двухмесячного возраста. Дальнейшим их уделом был рожок с молоком от домашнего скота. Вскоре младенец уже присутствовал за общим семейным столом и наравне со взрослыми потреблял грубую крестьянскую пищу. Одеждой ребятни были одни рубашонки, в которых они бегали босиком, с «голым задом» и без шапок до появления снежного покрова, а иногда и по снегу.  Капельку окрепнув, они, наравне со взрослыми, впрягались в тяжкий и бесконечный крестьянский труд.

Не переставая испытывать нехватки во всем и непременное соблюдение постов, приучили крестьянскую утробу к незамысловатой и крайне несытной пище. Обыденный рацион включал хлеб, каши, корни, репу, брюкву, лука, рыбу и непременно квас. Тем не менее, обилие житейских невзгод лишь закаляли русскую натуру.

Крестьянам, как правило, присуще было отменное здоровье, жилистое тело, но в то же время ограниченный срок пребывания на грешной земле. Эпидемии, моровые поветрия и другие болезни и недуги отправляли их рано на тот свет. В то время в среде крестьян к распространенной болезни относили оспу, тиф и так называемую сибирку. Они проявляли свое воздействие в виде антонова огня и нередко выкашивали крестьян деревнями.

Прививки от оспы проводились почти всем, но лечиться жителям не особо нравилось. Во избежание недуга русские люди прибегали к спасительной силе веры и животворного креста: "Бог дал болезнь, даст и подмогу". Надежными способами считались посты, молитвы, молебны и зажжение свечки в церкви за здравие. Чудотворную силу приписывали  мощам святых, к которым припадали только немощные.

Крестьяне Саитовки были почтительны, радушны и гостеприимны, но суеверия и предрассудки встречались в жизни на каждом шагу. Пьянства почти не было. Народ гулял умеренно на свадьбе, в храмовые праздники, на масленицу дня два с песнями на улице, с веселыми, но не шумными разговорами в избах и только. Особого буйства не слышно было даже в самый разгул праздников.

Большой разницы в уровне жизни среди крестьян также не существовало: ни достаточно богатых, ни крайне бедных фактически не было. Заметное расслоение крестьян по этому признаку произошло с пресловутой "перестройкой" и последующими кампаниями, когда "богатый становился богаче, а бедный - беднее", как их метко окрестил народ - "волчеризацией", начало которых связывают с Чубайсом.

Каждый житель трудился в меру своих сил и с повседневными работами в домашнем хозяйстве почти всегда справлялся сам со своим семейством. Если же у кого и случалась срочная работа, то обыкновенно созывали помочь: "шабры и сродники работали до полудня, а потом обедали у пригласившего на помочь с вином и брагой и к вечеру расходились".

Нищенство считалось постыдным ремеслом, но без него не обходилось. Настоящие нищие добытый кусок хлеба употребляли себе в пищу, но были и такие, которые сбирали не по нужде, а по привычке к нищенству.

О воровстве слышно было тоже редко. Амбары большей частью не запирались и на ночь. Воровство начало пышно процветать с началом культивирования атеистической пропагады и создания колхозов. Тогда и пошли такие поговорки: "Все кругом колхозное - все кругом мое", "Что ни двор - то колхозный вор" и др.

В заключение хотелось бы остановить на манере разговора крестьян Саитовки. Как известно, для севернорусских говоров характерно оканье, а для южнорусских - аканье, то есть во многих северных говорах звук, обозначаемый буквой "О", произносится одинаково четко и в ударном и безударном слоге, в то время как в южных в безударном слоге он произносится близко к звуку "А" (например, ср. сев. МОсква, а южн. МАсква.

Во многих северных русских диалектах наблюдается так называемое "твердое", взрывное произношение звука, обозначаемое буквой "Г", а в южных разговорах этот двук принимает щелевое, проточное произношение, сближаясь с украинским. В северном говоре окончание глагола третьего лица изрекается с твердым "Т" (идеТ, идуТ), а в южном - с мягким "Ть" идеТь, идуТь).

В разговоре жителей Нижегородского края встречаются как севернорусские говоры, так и южнорусские. Избитое изречение: "…смесь французского языка с нижегордским…", как видно, имеет право на жизнь. Ярким примером этого могут быть некоторые отличия говора жителей Саитовки от говора обитателей соседних сел.

У старожил села произношение слов более протяжное. В ряде случае звук "Г" произносится более мягко в украинском стиле. Нередко звук "Щ" заменяется звуками "ШЧ", а следующий за согласными звуками звук "Е" в произношении больше похож на "Э", а "Ё" на "О". В результате этого речь приобретает более грубый оттенок. Так, например, "ШЧЭпки", "ИШЧО".

Как и у всех волжан в их речи превуалирует звук "О", то есть они "окают", в то время как, жители, например, Починок "акают", что присуще выходцам из московских мест. Еще одной особенностью местного говора является то, что большей частью звук "Е" заменяется на "И", в то время как, к примеру, жители Кочкурова звук "Е" заменяют на "Я" (сравнение: "Ищё - Ящё", "вИдро - вЯдро", "пИсок - пЯсок", "тИбе - тЯбе" и т.д.)

Таким образом, Саитовка и ее жители на общем фоне не выделяется из множества сел и деревень, раскиданных по российским просторам. Однако каждому местечку присуща особая индивидуальность, которая не повторима и близка сердцу их обитателей. Краткая характеристика села, возможно, поможет пополнить знания о своей малой родине.

Источник: 1. Сборник статей, сообщений, описей дел и документов Нижегородской ученой архивной комиссии. Т.I, выпуск 15, Н-Новгород, 1895 г.

© 2014 barabyn.ru - Барабин


рейтинг@Mail.ru яндекс.ћетрика