Лого

Заработок на автомате

Главная

Дачные самоделки

Забор

Тайны сада

Радиоэлектроника

Умный дом

Компьютерная
грамотность

Покупка товаров в
кэшбэк-сервисах

Заработок через
интернет



Инвестируй в себя

Как заработать из дома?

Статьи и др. материалы

liУниверсальная электронная библиотека

liВ.И.Даль. Толковый словарь.

liПереводчик единиц измерения

Разное



<<< А Б В Г Д E Ж З И Ка Ко Кон Л Лы М
Н О П Р С T У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я >>>
герб лукоянова

Где находится населенный пункт - Лукояновский уезд

Где находится город

Территория Лукояновского уезда по сказаниям старожилов и по некоторым сохранившимся признакам в глубокую старину усеяна была дремучими лесами, служащими безопасным убежищем для всякого рода вольницы, которой в то время было там предостаточно.

Где находится город Лукоянов? Лукояновский уезд располагался на самом юге Нижегородской губернии и граничил: на севере с Арзамасским и Сергачским уездами; на юге - с Саранским и Инсарским уездами Пензенской губернии и Ардатовским уездом Симбирской губернии; на востоке, кроме Сергачского уезда, соприкасался с Инсарским уездом Пензенской губернии и Ардатовсим уездом Симбирской губернии; на западе - с Ардатовским уездом Симбирской губернии, Арзамасским уездом и Краснослободским уездом Пензенской губернии. По занимаемой территории (более 53,5 кв. верст - 1 верста=500 саж.=1,0568 км) и численности населения (около 188 тыс. чел.) занимал одно из первых мест и считался "золотым дном" Нижегородской губернии.

Землей Лукояновского уезда в 1868 г. владели: 58 помещиков, 45 мелких землевладельцев, мариинский институт, 13 волостей временно-обязанных крестьян и 3 волости с государственными крестьянами: Починковская (город Починки, села: Березенки, Тагаево, Старо-Рождествено и Кармалей), Кочкуровская (села: Кочкурово, Кендя, Саитовка и Пеля-Казенная), Байковская (сс. Ильинское, Сырятино, Пахотный Усад, Пузская Слобода и деревня Новая Березовка). В селениях этих трех волостей с незапамятных времен был особенно развит рогожный промысел.

Уездный город Лукоянов расположен при маловодных реках Хвощовке и Теше, которая невдалеке от него берет свое начало. В 1886 г. в нем насчитывалось более 3 тыс. жителей, но как всякий захолустный уездный город - Лукоянов не отличался ни хорошими постройками, ни правильностью улиц, ни устройством мостов и тротуаров. Выездные улицы, подобно деревенским, поражали своей невзрачностью и обилием грязи. Не заметно было в нем и бойкого торгового оживления по причине неудобного положения по отношению к торговле.

В Лукоянове имелось 4 училища: городское двухклассное, мужское начальное народное и два женских. При всех четырех школах имелось 13 учителей и 232 ученика. В течение года на образование в г. Лукоянове тратилось 359 руб. Церковно-приходских школ в Лукояновском уезде имелось 15. В них обучалось 307 мальчиков и 32 девочки. Курс учения ограничивался чтением, письмом, законом Божьим и четырьмя правилами арифметики.

лукояновский уезд

На здравоохранение лукояновской уездной земской управой выделялось ежегодно чуть больше 5 тысяч рублей. На эту сумму содержались 2 больницы и 2 земских склада медикаментов в Починках и Лукоянове соответственно и 3 сельские аптеки. Уезд разделялся на два округа, которые обслуживали порядка 40 медицинских работников. В узде для сохранения необходимого рабочему человеку домашнего скота к началу 1886 года имелось 2 земских ветеринарных врача и 4 ветеринарных фельдшера. Кроме того, при починковском конном заводе имелось постоянных 2 ветеринарных врача. На ветеринарное обслуживание земская уездная управа расходовала ежегодно 4 тыс. рублей.

Народ Лукояновсеого уезда

Народ Лукояновского уезда не отличается рослостью, но плечистый с широко развитой грудью. В 1886 г. население состояло в основном из крестьян, а также военных, духовенства, мещан и малой доли дворян, купцов и торговцев. По племенам население уезда распадалось на 2 большие группы: великорусское племя, в состав которого входила и обрусевшая мордва - 2/3 всего населения и мордву, которая, в свою очередь, разделялась на мордву племени эрзя (более 10 тыс. чел.) и мордву-мокшан (до 1,5 тыс. чел.). Кроме этих групп населения на территорию Лукояновского уезда проживало малорусское племя (около 4 тысяч человек) и цыгане (не более 100 человек).

Самые лучшие и выгодные места, как например около рек и по возвышенностям, заселены были коренными местными жителями - мордвой племени эрзя или арзян. Мордва этого племени обитали в Кенде, Саитовке, Пеле-Казенной, Лобасках, Ичалках. Мордва-мокша населяли когда-то Азрапино и Наруксово, но теперь это русские села.

Чисто русское население в уезде состояло из переселенцев разных губерний и уездов. Остальное население, за исключением небольших групп, состояло из обруселой мордвы со смешанными чертами в характере. Так, например, все южное население по своему воззрению, по привычкам, по грязной обстановке в жизни, несмотря на свой русский язык и костюм, подходило более к мордве-мокшанам. Русские крестьяне были заметны по их наклонности к различному роду промыслам, по бойкости, расторопности, смышлености и способности на любую работу, если заметна ее дельность и польза.

Существенное влияние на мордву оказывали в уезде священники и школы. Религиозности у этого народа много, но, к сожалению, сущность христианской религии он мало понимает. Религия проявляется у них лишь во внешности, которую часто смешивают с древними языческими обрядами. Особенно упорно держатся последних женщины. Субботние поминки с тасканием разных нитей и снадобий на могилы родных и следующие затем оргии представляют странное смешение православия с язычеством.

По характеру мордва-эрзя и мокша резко различаются между собой. Общей чертой, присущей обоим племенам, является неподвижность и домоседство. Они любят свой угол больше всего. Мордва племени эрзя с великой неохотой воспринимает разного рода промыслы, но честно и ответственно относится к земледелию и хозяйству вообще. Этими сущностями они очень дорожат, почитают из как святыню и прилагают все имеющиеся силы и умение для их процветания и улучшения. Единственным их коренным промыслом является лесной. Здесь каждый мордвин полный хозяин и знаток.

Мордвин неповоротлив, но вместе с тем хороший ходок, искусный охотник на зверя и птицу. Кажется, смирным, но апатичен и упрям. Мальчики мордовские, если уже ходят в школу, то учатся охотнее русских. В семейных отношениях больше патриархальности и слово старшего считается законом. У мордвина честность в исполнении своего слова замечательная, но слабость к воровству леса непреодолимая и лес для него не составляет ничьей собственности.

Особенная черта, отличающая мордву племени эрзя, как от мокшан, так и от русских заключается в чистоплотности, бережным отношением к жилищу и к одежде. При входе в их дом в первую очередь бросается в глаза и вызывает удивление совершенство и порядок. Стол, скамья, лавки и другая утварь старательно отмыты. Каравай хлеба и солонка (необходимые столовые атрибуты) накрыты белоснежной скатертью. Пол добросовестно подметен. Короче, везде и вся заметно приложение заботливой руки хозяев, не то, что в русских просторных избах, когда риск вывихнуть ноги вывихнуть ноги и угореть от топки "по-черному" ( без трубы) обыденное явление.

Глубокий контраст племени эрзя и русским жителям составляет другая часть мордвы - мокшане. У них отсутствует благородство и простодушие эрзян. Эти свойства вытесняют хищное отношение, лукавство, жестокость нрава, неряшливость и распущенность девической жизни. Безнравственность с неряшливостью до такой степени присуще им, что стало одной из привычек. О сочувствии к окружающим не стоит и упоминать. Насколько они циничны и лукавы, настолько и хитры. В уезде они считаются почти диким племенем за грубость своих нравов и своеобразный образ жизни. От русских этот народ отличается беспечностью племя отличается беззаботностью, пустотой и отвращением к промыслам, но, в то же время, честность в любых отношениях находится на высоте, относительно русских крестьян.

Вообще говоря, мордва мокшане - народ ленивый, не приспособлен к какому-либо промыслу, а точнее не стремящийся к нему, чтобы улучшить свою обе6спеченность. В среде мокшан присутствует особенный разговорный диалект, существенно отличающийся от языка эрзи. Если эрзя по большей части обрусели и им присущ чисто русский выговор, то мокшане с великим трудом его понимают, и в целом тяжко поддаются влиянию русских, с завидным упорством сохраняя свои нетривиальные традиции...

После отмены крепостного права крестьянская молодежь в уезде окончательно стала выходить из повиновения и нарушила тем принцип патриархальности русской семьи. Старшим становился тот, кто был побойчее. Пошла дележка имений. Многосемейные дома, краса и сила всякого селения, делились до нельзя. Делились братья-двойники, отделялись сыновья от отца. Раз нарушившийся порядок в семье русской вызвал все страсти, сдерживаемые до сих пор старшим в доме. Крепостное право, этот вековой дуб, валился со всеми своими корнями.

Народ Лукояновского уезда в то время ежегодно обязан был платить различного рода подати и повинностей. С этой целью нередко крестьянам приходилось продавать свой домашний скот. Но, как обычно в крестьянском хозяйстве среднего достатка, лишнего скота очень немного, а потому продажа скота для покрытия задолженности лишало многих крестьянские семьи пищи и одежды, а иногда неудачная продажа безвозвратно разоряла экономический быт крестьянской семьи.

Тогда слабые натуры из домохозяев теряли энергию и впадали в различные пороки. Для сбора повинностей определялись сроки: с 1 января по 16 марта и с 1 октября по 1 января. Но порой совершенно незнакомые ни с краем, ни с бытом крестьян начальники уездной полиции пропускали самое удобное время и собирали подати именно тогда, когда население занято было земледельческими работами.

Быт крестьян Лукояновского уезда

Быт крестьян характеризуется тем, что система крестьянских построек Лукояновского уезда двоякая. В безлесных местах, там, где строительный материал дорог, крестьянские избы были построены тщательно и удобно. Избы высокие, бревна не менее 6 вершков (1 вершок = 1/16 аршина = 1,75 дюйма = 44,45 мм) толщины, крыши соломенные, но встречались чаще и тесовые, топка "по-белому".

Однако нередко с целью экономия кирпича многие крестьяне выводили невысокую трубу, поэтому при редкой чистке часто выкидывалось пламя, мгновенно охватывающее солому. Другая причина пожаров связана была с повсеместным использованием лучины для освещения как домов, так дворов и конюшен при уходе за скотом. В зимнее время, по необходимости, в избы впускался и содержался домашний скот.

Одежда, как быт крестьян Лукояновского уезда, хотя и проста, но чиста и прилична. Крепкий черный кафтан, сапоги, кумачовую рубаху, картуз и кушаки из русской шерсти, преимущественного красного цвета, в праздничные дни можно встретить на каждом. В зимнее время - желтые дубленые полушубки с красной оторочкой и меховой опушкой, а в дороге вместо сапог - валенки. В будни же крестьяне надевают плохонькую рабочую одежду: вместо сапог - лапти, которые по всему уезду плетут сами крестьяне для своего употребления. Кафтаны заменяются худыми армяками.

Особенно изящны костюмы на девицах... Женщины чрезвычайно любят яркие цвета. На них можно увидеть красный сарафан, ситцевую цветную или белую коленкоровую рубашку, желтый кафтан и зеленый платок. Головной убор у замужней женщины состоит из повойника, в который тщательно прячутся иногда прекрасные волосы и шелкового цветного платка, вышитого золотом или серебром.

Костюм девушки отличается от костюма замужней женщины только тем, что они не носят повойника, а заплетают свои волосы в одну косу, к концу привязывают разноцветные ленты и повязывать платок. Летней обувью являются башмаки. Зимой же женщины носили, как и мужчины, дубленые полушубки, на ногах - шерстяные толстые чулки и валеные сапожки...

Быт крестьян в пище ограничен ее растительной направленностью. Мясо на столе крестьянина среднего состояния появлялось только в храмовые и великие праздники, когда он решался заколоть поросенка или барашка. Гречневая, полбенная, пшенная или ячменная каша по воскресеньям и другим праздничным дням. Во все прочие дни за завтраком, обедом и ужином употреблялся в основном ржаной хлеб, соль и квас (у мордвы кваса нет) со следующими приправами: за завтраком - картофель, за обедом и ужином - пустые щи из капусты, редька с квасом, кочанная капуста, огурцы, картофель, изредка пресное молоко (у мордвы кислое).

Скотоводство и огородничество в уезде развито было слабо. Каждый крестьянин заботился только о том, чтобы иметь одну-две или три, смотря по хозяйству, лошади, корову, овец и не всегда свиней. Эта скотина была крестьянину существенно необходима: без лошади он, что без рук; для домашнего обихода корова - первая скотинка; а овцы одевают и обувают его.

Крестьяне сажали в огородах для годового продовольствия и в основном для себя все необходимое, ограничиваясь картофелем, капустой, редькой и огурцами. Кроме огурцов, хоть и сажалась репа с морковью, но их не хватало и до осени, потому что крестьянские дети, оставаясь без присмотра во время осенней уборки хлеба, опустошали как свои, так и соседние огороды. Каждый год множество детей умирало от различных болезней.

Преступления в уезде совершались довольно редко. Случаев убийств и самоубийств было не более одного - двух в год. Чаще приходилось слышать о поджогах, жертвой которых бывали иногда чуть ли не целые селения, выпуская на свет Божий десятки нищих. К таким преступлениям более склонна была мордва. Отрадным явлением считалось незначительная доля пьянства среди сельского населения.

В дополнение ко всему следует упомянуть о всякого рода шарлатанствующих знахарях и знахарках уезда, надувавших простой народ самым бессовестным образом. Среди населения было в ходу бесчисленное множество нелепейших предрассудков и разного рода суеверий. Вера в домовых, водяных, леших, колдунов, ходячих мертвецах и оборотнях замечалась повсюду. Кое-где во время падежей скота проводилась очистка целого стада через огонь от лихого или опахивание сохой на девках вокруг села.

Таким образом, находится город Лукоянов в бытность уездный город на юге Нижегородской области. Народ Лукояновского уезда разный, но в основном русские и мордва, а быту крестьян присуща скромность

Предыдущая

Следующая


История края
Саитовка и ее окрестности
Быт крестьян
Жители
Истории жителей
Генеалогические деревья
Дать объявление бесплатно. Доски объявлений!
 

© 2014 barabyn.ru - Барабин


рейтинг@Mail.ru яндекс.ћетрика