Лого

Заработок на автомате

Главная

Дачные самоделки

Забор

Тайны сада

Радиоэлектроника

Умный дом

Компьютерная
грамотность

Покупка товаров в
кэшбэк-сервисах

Заработок через
интернет



Инвестируй в себя

Как заработать из дома?

Статьи и др. материалы

liУниверсальная электронная библиотека

liВ.И.Даль. Толковый словарь.

liПереводчик единиц измерения

Разное



<<< А Б В Г Д E Ж З И Ка Ко Кон Л Лы М
Н О П Р С T У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я >>>
герб лукоянова

Сельская община в Лукояновском уезде

Крестьянская община

На Руси издревле существовала сельская община. Набеги кочевников, бесчинства феодалов, тяжелый крестьянский труд - все это вынуждало их теснее сплачиваться, приходить друг к другу на выручку. Поземельная крестьянская община в России выражалась в виде крестьянского общества, имеющего в пользовании общий участком земли (надел). Сельская община в жизни крестьян имела различные черты по районам, на что влиял как состав местных жителей (государственные, частновладельческие, удельные крестьяне, так и конфессиональное положение.

крестьянская община

Вообще же одной из важнейших функций общины являлась защита крестьянина от всякого рода посягательств помещиков и властей. Отдельное крестьянское хозяйство по сравнению с помещичьей латифундией (крупным землевладением) было настолько малой величиной, что между ними невозможен был сколь-нибудь равный диалог. Все сношения крестьян с помещиками и властями осуществлялись, как правило, через общину. Именно она торговалась с помещиком насчет аренды, а потом распределяла и арендованные участки, и отработки. Без общины помещик окончательно бы смял и поработил крестьянина, лишил его всякой исторической перспективы. Как могла община отстаивала интересы крестьян, выступая в роли своеобразного крестьянского "профсоюза", а в революционные годы - и "стачкома".

В Лукояновском уезде до 1861 г. имелись государственные крестьяне и помещичьи крестьяне, небольшая часть удельных крестьян и крестьян-собственников, выкупившихся по добровольному соглашению с помещиками. После отмены крепостного права помещичьи крестьяне стали называться временно-обязанными.

После 1861 г. в Лукояновском уезде были определены следующие способы пользования землями:

  1. Владения казны на государственном праве. Земли казны разделялись на заселенные государственными крестьянами и незаселенные, которые отдавались в оброчное содержание (незначительная часть) и под лесами. Часть лесов, называемых крестьянскими лесосеками, находились под влиянием лесничих, но использовались крестьянами.
  2. Владения помещиков на правах собственности. Заселенные земли были заняты временно-обязанными крестьянами. Незаселенные земли принадлежали на полном праве помещикам.
  3. Купцы и крестьяне, владеющие по купчим крепостям, имели только незаселенные земли.
  4. Общества крестьян-собственников (принадлежащие к государственным крестьянам), владеющими землями на основе выкупа, совершенного до 1861 г. без помощи казны.
  5. Общества крестьян-собственников из временно-обязанных, приступивших к выкупу на основании положений от 19 февраля 1861 г. с помощью казны, отчасти по добровольным, отчасти по обязательным договорам.

Крестьянская община для жителей Лукояновского уезда играла немаловажную роль. Она выступала гарантом нормального функционирования и воспроизводства крестьянской семьи, в экстремальных условиях обеспечивала ее физическое выживание, давала возможность противостоять натиску государства, землевладельцев и др. Так, например, староста в деревне обладал большой властью в отношении каждого члена в отдельности, но не над всей общиной. Если община хоть сколько-нибудь была единодушна, то она могла очень легко уравновесить власть старосты, принудить его даже отказаться от своей должности в случае неподчинения ее воле.

Круг его деятельности ограничивался, впрочем, исключительно административной областью. Все вопросы, выходящие за пределы чисто полицейского характера, разрешались либо в соответствии с действующими обычаями, либо советом стариков, либо, наконец, мирским сходом. Староста мог управлять деспотически общиной только в том случае, если вся община стояла за него.

В общине крестьяне владели землей чересполосно. Имея полосы в разных местах, крестьянин ежегодно получал средний для данного года урожай в засушливый год выручали полосы в низинах и лощинах, в дождливый на взгорках. Однако по мнению самих крестьян вследствие ежегодного "верстания земель" пропадает всякий интерес к удобрению и добросовестной обработке земли, так как на следующий год мой земельный участок может угодить другому. Работящему и не ленивому хозяину такая разверстка могла причинить ощутимые потери.

В XVIII веке, когда численность крестьянского населения настолько умножилась, что стала чувствоваться теснота, в крестьянская община перешла к переделу земли. Землю делили по работникам или по наличным душам мужского пола. Переделы повторялись в среднем раз в 12 лет. Некоторые сельские общины (около третьей части всех общин) не переделяли землю.

Следует признать, что в пореформенную эпоху крестьянская община была пережиточным явлением. Но почему-то получалось всегда так, что в меняющихся условиях изменялась и община. Еще в период феодализма она многое сделала для утверждения трехпольной системы земледелия вместо беспорядочного засевания одних и тех же площадей. Обработку земли крестьяне осуществляли посредством самодельных орудий (сох, борон). На обзаведение усовершенствованных орудий у простого народа не хватало средств. Обыкновенными и повсеместными хлебными растениями в Лукояновском уезде были - рожь, овес, ячмень.

После реформы 1861 г. наступил сравнительно благоприятный для крестьянского хозяйства период: распались крепостные цепи, малоземелье еще не очень остро ощущалось, цены на хлеб держались высокие. И в громадном большинстве общин, в целых регионах, прекратились земельные переделы. Стихийно начался процесс формирования частной собственности на общинную землю. Ее стали продавать, дарить, завещать по наследству. - сообщали земские статистики из Херсонской губернии (1892 г.) - уважается обществом еще сильнее благодаря, может быть, тем проклятиям, которые обещает завещатель нарушителям его воли".

Но в 80 - 90-х годах в Европу прорвался дешевый хлеб с американского континента. Разразился мировой сельскохозяйственный кризис, цены на хлеб ре6зко упали, а помещики, взвинтив арендные цены, поспешили переложить убытки на крестьян. К тому же резко выросла численность крестьянского населения, и на общинных землях стало совсем тесно. Наконец, случился ряд неурожайных лет, особенно сильный неурожай был в 1891 году. Встал вопрос о физическом выживании крестьянского населения. И община после нелегкой внутренней борьбы вынуждена была возобновить переделы.

Тогда же появился самый уравнительный вид разверстки - по едокам. Напрасно пишут современные публицисты, будто стремление к примитивной уравнительности - неистребимая черта характера нашего народа. Изучение общины показывает, что уравнительные тенденции начинают активно действовать только в годину народных бедствий. В благоприятные же периоды они исчезали и забывались. Слишком, однако, мало было в истории России хороших лет.

Голодные годы многому научили крестьян. С конца XIX в. в ряде нечерноземных губерний начали отказываться от старой трехпольной системы и всем обществом переходить к многопольным севооборотам с высевом кормовых трав. В каждой крестьянской общине с 5 июля 1834 года положено было иметь запасные магазины, в которых должно храниться ржи по одной четверти (1 четверть = 12 пудам) на человека и овса по 4 четверика (1 четверик = 2 ведрам). Лукояновская уездная управа в 1868 году распоряжалась 189 магазинами, из которых имела права раздавать ссуды по просьбам крестьян до половины нормального количества запасов.

Вторая же половина запасов была в ведении губернской управы. Чтобы пополнить запасы магазинов до нормального количества нужно, по крайней мере, иметь два урожайных года подряд. Уездная управа наблюдала за действиями сельских сходов, осуществляла внезапные ревизии и, в случае допущения беспорядка общественными сходами, распоряжалась о прекращении их через волостные правления или через уездную полицию со взысканием ущерба с виновных сельских властей.

Независимо от хлебных запасов, полагалось также иметь денежный капитал. Для государственных крестьян размер такого капитала должен был составлять 48 копеек на душу. С этой целью устанавливался ежегодный сбор по 6 копеек с души вместе с податями, который продолжался до 1865 года. Такого капитала за 30 лет у государственных крестьян уезда было накоплено 840 рублей 40 копеек или по 5,33 копейки на человека. Четвертая часть этого капитала хранилась в местных уездных казначействах губернских городов, а остальное количество отсылалось по распоряжению государственных имуществ в кредитное установление.

С 1 января 1907 г. перестали взиматься выкупные платежи, которые правительство более 40 лет выкачивало из деревни. У крестьян появились деньги и многопольные севообороты начали вводиться и в черноземных, и в северных сельских общинах. Но... началась столыпинская земельная реформа. Сумятица и неразбериха, внесенные этой реформой в жизнь общины, сильно задержали распространение многопольных севооборотов на крестьянских землях.

В период революции 1905-1907 гг. помещики в один голос заговорили о необходимости скорейшей ликвидации общины. Именно она была организатором разгрома помещичьих усадеб, захвата или уничтожения помещичьего имущества. Помещики понесли миллионные убытки. Правда, на личность землевладельца крестьяне обычно не посягали. Человеческих жертв со стороны помещиков было очень мало. Как отмечает английский историк Т.Шанин "некоторые правила самоограничения" крестьянами строго соблюдались.

Стремясь настроить против крестьянской общины правительство и общественное мнение, помещики выставляли ее виновницей всех деревенских неурядиц и низкого уровня сельского хозяйства в России. Ликвидация сельской общины привела бы к раздроблению крестьянства, что открывало бы перед помещиками возможности спокойного хозяйствования и перестройки своих имений на капиталистический лад. Но это был бы очень затяжной путь эволюции, мучительный для широкого крестьянства.

Испокон веков крестьянство России в умах как дворян, правительственных чиновников, интеллигенции, так и большинства мыслителей представлялось инертной, темной и отсталой массой, не способной на какое-либо самосовершенствование и стремление к прогрессу. Такое пренебрежительное отношение к крестьянству во многом сходно с отношением к домашней скотине, о чем свидетельствует немало дошедших до нас фактов и документов. И такое отношение до сих пор мало претерпело изменений в положительную сторону.

Как и прежде в "розовых мечтах" ряда "горячих голов" или так называемых сейчас "слуг народа" созревает то или иное решение по аграрному вопросу, при претворении в жизнь которого ими принимается во внимание только свое чисто субъективное мнение, без учета реальной действительности и особенностей положения крестьян России в текущий момент.

Попытка воспроизведения прусского опыта в масштабе России принадлежала зачинателям столыпинской аграрной реформы, задуманной во спасение помещиков. Опять им помешала крестьянская община. Первоочередной целью реформы была ликвидация общины. Для этого нужна была целая серия мер по разъединению крестьянского общества и крестьянских наделов. Указ 9 ноября 1906 г. был первым шагом на этом пути.

По выражению Столыпина, он должен был "вбить клин" в общину. Указ преследовал цель объединения разбросанных в разных местах полос в один участок (отруб). Если же к отрубу подверстать площадь деревенской усадьбы и перенести на нее жилье, то он превратится в хутор. Такими мерами правительство нарушало единство крестьянского "мира", отруба разъединяли крестьянские наделы, а хутора уничтожали деревню и вместе с ней - тысячелетний крестьянский "мир".

Крестьянская община обычно не возражала, если при очередном переделе кто-то изъявлял желание основать хутор на краю надела. получай и живи. Но ведь хуторяне, зная о поддержке властей, чаще всего требовали себе земель ближайших и лучших. К тому же землеустроительные комиссии предпочитали не возиться с отдельным домохозяином, а разбивать на хутора или отруба всю деревню, достигая согласия крестьян нередко путем грубого давления.

По утверждениям некоторых исследователей "Декрет о земле" 1917 г. якобы "довершил дело Столыпина: тысячелетняя земельная сельская община распалась". Однако это отнюдь неверно. Наоборот, помещичья земля была разделена между крестьянами при помощи общинного земельно-распределительного механизма. Не будь общины, сделать это было бы гораздо трудней. В первые годы Советской власти община укрепилась. А вообще она просуществовала до коллективизации.

Как ни странно, коллективизация продолжила ту линию консервативного развития, на которую опиралась столыпинская аграрная реформа. В конечном итоге появились новые латифундии, гораздо более мощные, чем до революции. Хотя теперь уже не помещичьи, а казенные.

Латифундия и крупное хозяйство имеют диаметрально противоположные различия. Существуя в условиях рынка и поземельного налога крупное предпринимательское хозяйство волей-неволей будет придерживаться оптимальных размеров своего землевладения. За землей надо ухаживать, а не уминать ее сверхтяжелыми "кировцами". Между тем человеческий труд, если его по-настоящему оценивать, стоит очень дорого.

Но латифундия может иметь земли сверх всякой меры, потому что она не связана с хозрасчетом и использует труд с элементами внешнеэкономического принуждения. Когда-то это были отработки и прочие формы кабальной зависимости, затем "трудодни", которые зачастую никак не оплачивались и, наконец, использование студентов, школьников, солдат, "шефская помощь" горожан.

Столыпин не смог примирить старую Россию и новые времена. Он ушел из жизни не понятый и не принятый ни старой Россией, ни новыми временами. Он умело защищал широкие интересы того класса, к которому принадлежал и был очень предрасположен к демагогии. Говорил одно, а делал другое.

К сожалению, из этих же взглядов исходили и последующие наши аграрные "реформаторы", без тени сомнения проводившие в жизнь свои проекты в нашей многострадальной деревне. Очень дорогой ценой дается нам понимание того, что не надо учить народ. Народ сам накормит себя и оденет, если ему не мешать.

Таким образом, крестьянская община всегда помогала выжить в тяжелые годы. Сельская община была своего рода опорой для крестьян

Источник: (По материалам П.Зырянова "Пути России", 1991 г.

Предыдущая


История края
Саитовка и ее окрестности
Быт крестьян
Жители
Истории жителей
Генеалогические деревья
Дать объявление бесплатно. Доски объявлений!
 

© 2014 barabyn.ru - Барабин


рейтинг@Mail.ru яндекс.ћетрика