Лого

Заработок на автомате

Главная

Дачные самоделки

Забор

Тайны сада

Радиоэлектроника

Умный дом

Компьютерная
грамотность

Покупка товаров в
кэшбэк-сервисах

Заработок через
интернет



Инвестируй в себя

Как заработать из дома?

Статьи и др. материалы

liУниверсальная электронная библиотека

liВ.И.Даль. Толковый словарь.

liПереводчик единиц измерения

Разное



<<< А Б В Г Д E Ж З И Ка Ко Кон Л Лы М
Н О П Р С T У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я >>>

Почему «Саитовка»?

Происхождение названия села всегда чем-то обусловлено. Тогда почему возникло такое название как Саитовка? На основе краткого экскурса в историю края сделана попытка отыскать «откуда ноги растут».

Мордовский край

В среднем течении реки Волги в западном направлении нашли свое пристанище мордва. Они там обитали издавна благо дремучие леса, обильные разнообразной, реки и небольшие речки, наполненные рыбой, и плодородная почва наложили свой отпечаток на главное занятие жителей этой местности. Здесь процветали охота, рыболовство, бортничество и земледелие. Жили мордва в деревнях обычно на опушке леса, где и скрывались с приближением врагов. Густые леса кочевников степей отпугивали и появлялись они там редко.

Земля мордвы по тем временам была обильной и богатой. Ее изобилие несли бортные угодья, бобровые гоны, обилие пушных зверей. Мед и пушнина в те времена ценились в международной торговле, потому что относились к наиболее дорогой продукции и всегда пользовались спросом.

Хлебопашеству обитателями тех мест также уделялось пристальное внимание. Мордовский край никогда не входил в русскую этническую зону, но русские переселенцы с северорусских, среднерусских и южнорусских земель постепенно в разные времена проникали и оседали здесь. Сейчас территория заселена потомками этих переселенцев.

Земли, раскинувшиеся в Волго-Окском междуречье, были заветным и лакомым кусочком. На его обращали свой взор соседние народы и племена. Так, например, с конца XI века они становятся ареной политического и вооруженного противостояния между русскими князьями и так называемой Волжской Булгарией.

мордовский край

Впервые народ Mordens упоминается в письменном источнике историка Иордана в 6 веке нашей эры. В нем говорится, что как будто этот народ находился под властью готского короля Германариха. Древнерусские летописи, начиная где-то с 9 века, неоднократно упоминают Моръдву в составе народов и племен Поволжья.

В разных уголках обширной Российской Федерации можно встретить финно-угорские народные группы. По численности населения мордва принадлежат к наиболее большой такой группе.

По традиции мордовский народ относят в двум субъэтническим группам: эрзя и мокша. Каждая из них имеет свой литературный язык:

  • мордовский или эрзянский у эрзя;
  • мокшанский или мокша-мордовский у второй части.

Между группами мордовского народа наблюдается довольно резкое различие. В первую очередь в глаза бросается антропологическая (расовая) особенность. Не менее существенны отличия в традиционном быте, в культуре духовной и материальной, а также их расселении.

К тому же, как не существует единого для мордвы языка и самоназвания (эндоэтнонима), так у эрзи и мокша преобладает четко отображаемое различное этническое самосознание.

Слово мордва относится к внешним и чисто русским названиям. До сего времени самим народом эрзя и мокша также считается оно как русское наименование.

Русские князья

Начиная с 9 века на мордовский народ юга и востока, в частности, из группы мокша, распространяется могущество Волжской Булгарии. Видя такое положение, русские князья, не желают мириться с ним и с 11 века претендуют на властвование мордовской землей. Булгар такое отношение также не устраивает и противостояние выливается в 1088 году первым военным походом Волжской Булгарии на город Муром.

В ответ князья Мурома по рекам Теше и Сереже, то есть правым притокам Оки присоединяют к себе мордовскую территорию. В последствие в 12 веке Рязанское княжество к востоку от города становится владельцем земель мордвы-эрзя и начинает собирать дань с народа.

Тогда же из муромских и рязанских окрестностей наблюдается наплыв русских переселенцев на мордовскую территорию. Свою почву он приобретает с повелением князей о расселении: «по Оке и по Волге, и по Кудьме, где кто захочет».

С конца 12 века в мордовской зоне развернулась вооруженная борьба русских князей с Волжской Булгарией за территориальные интересы. В этой борьбе принимает активное участие непосредственно и мордва. Обострение и усиление противостояния произошло, когда в 12 веке вмешалось Владимиро-Суздальское княжество.

Так, например, из памятного источника древнерусской литературы 13 века “Слово о погибели Русской земли” известно, что племена мордвы в качестве дани привозили мед великому князю Владимиру Мономаху (1053-1125 гг.). Отсюда очевидно, что мордва в среднем Поволжье поневоле и постепенно втягивается в борьбу Руси с Волжской Булгарией.

Нижний Новгород

В устье реки Оки русскими князьями в 1921 году было заложено начало Нижнего Новгорода как главного форпоста русских князей в Среднем Поволжье. В короткое время город становится значимым по величине политическим и экономическим центром.

нижний новгород

По этой причине в начале 13 века борьба достигла наивысшего накала. В это же время в мордовском крае набирает всеобщую известность эрзянский князь Пургас. Он объединяет мордовские племена и становится их предводителем.

В течение относительно длительного времени власть Пургаса удачно противостояла русскому засилью. Он даже не гнушался походами на Нижний Новгород. Однако в 1229 году нижегородское ополченцы разгромили войско Пургаса и на непродолжительное время сумели вернуть свое влияние на некоторые наделы мордвы.

Со второй половины четырнадцатого столетия влияние нижегородских князей над северной частью мордовской территории непомерно возрастает. В Окско-Сурском междуречье существенно усиливается воздействие на мордву-эрзю и наблюдается ее частичное растворение в русском народе. Основная этническая зона эрзи отодвигается на восток и юго-восток ближе к среднему течению реки Суры.

Золотая Орда

Зарождение своего названия Саитовка получает с 1239 году во времена Золотой Оды. Тогда вследствие слабого сопротивления небольшое Мордовское княжество в бассейне реки Мокши, включается в ее состав и получает название улус Мокша.

К началу 14 века мордовский край становится достоянием золотоордынской знати. Ханы Золотой Орды были очень заинтересованы притоком на мордовские земли представителей известных татарских родов, для поддержания которых нужны были определенные средства.

Если в русских княжествах процедура сбора ясака и дани возлагалась на прочную и сформировавшуюся власть, то время в мордовской зоне она возлагалась на своих беков и мурз. С этой целью те раздавали в индивидуальное владение земли с населением, которые получали название «беляки».

В конечном итоге дань взималась с беляков, то есть по сути с мордовского народа, существующего на принадлежащей данному беку или мурзе земле. (ЯсАк — на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, взимаемую, как правило, натурой, в основном пушниной).

Дань получали по действующему в Золотой Орде порядку, направленному главным образом на ее обогащение, а также самого бека или мурзы. Административные органы Золотой Орды с целью управления мордовским народом располагались в городе Увеке недалеко от современного Саратова.

За свое существование Золотая Орда так и не стала монолитной и ее постоянно раздирали междоусобицы. Так, в 13 веке темник Ногай вышел из-под власти, хана Тохте и начал войну против него.

Многие феодалы устремились на окраины. Так, выходец из Сарая князь Золотой Орды Саид-Ахмет в 1298 году, используя ярлык хана Тохты, поставил юрту в среднем течении реки Мокши, в округе будущих городов Темникова, Кадома, Краснослободска. Князь Саид-Ахмет, обосновал свой «беляк» и собственное феодальное владение. Его все потомки принадлежали к природным татарским князьям и носили подобающий титул.

От Саид-Ахмета исходит немало татарских княжеских родов. Так, князь Кугуш относился к одному из них, который являлся основателем рода князей и мурз Кугушевых. Князь Тениш был его сыном и наравне с отцом управлял Темниковским княжеством. У того также было три сына: князь Еникей, мурзы Емаш и Исяш.

Другой потомок князя Саид-Ахмета князь Бихан владел крепостью Сарыклыч, расположенной в устье рек Саровки и Сатики. Крепость обосновалась в 60 км от Темникова и с западной стороны имела укрепление в виде земляного вала, а со всех сторон ее защищали различные преграды. Близкими его соседями были подчиненные городки, управляемые его родственниками.

В ту пору наблюдалась колонизация татарами Мордовского края в бурном темпе. В связи с этим возникала острая надобность переноса улусного центра ближе к вновь осваиваемым территориям. На этой волне образовывается город Наровчат, по-татарски Мокша. На северной окраине Золотой Орды он становится крупным политическим и экономическим центром.

Когда в 1312 году хан Тохта покинул мир земной, хан Узбек соизволил перенести монетный двор из Увека в Наровчат, где стартовала чеканка монет Золотой Орды. Тогда же происходит заселение татарами мест по бассейнам рек Мокши и Цны. Улус Мокша со временем становится благоустроенным городом, застраивающимся большими сооружениями из камня, среди которых заслуживает внимания каменная соборная мечеть.

Происхождение названия села

Проводимые археологические раскопки настоящего времени указывают на останки громадных сооружений из квадратного татарского кирпича, сетей канализации и других благоустроенных конструкций. Отсюда с большой степенью достоверности можно предположить, что одна из вотчин Саид-Ахмета или его многочисленного потомства и была названа в его честь, а именно Саитовкой.

С другой стороны, с не меньшей вероятностью название села Саитовка, возможно, исходит от Тогая и его ближайшего окружения. К тому времени Золотая Орда (1360 - 1390 гг.) делилась между двумя ханами - Мюридом (Амуратом) и Абдулом (Abdullah), именем которого управлял темник Мамай.

Вследствие того, что связь между центральной администрацией в Сарае и окрестными землями государства существенно ослабла, то местные феодалы попытались образовать свои самостоятельные, не зависимые от ханов, владения. И это им нередко удавалось. Так, улус Тогая располагался тогда в устье реки Рудня, что всего лишь в десятке километров от Саитовки.

А, так как, имя Саид-Ахмет широко распространенное в татарской среде, то не исключено, что один из подвижников Тогая под этим именем имел что-то наподобие улуса в этом месте. Тогда в этом случае название «Саитовка» прямо или косвенно говорит о продолжительной власти татар на территории края. Кроме Саитовки, данный факт подкрепляется происхождением названий других окрестных сел: Тагаево, Мадаево, Шагаево, Азрапино, Байково, Акаево, Дивеев Усад. Общеизвестные свидетельства татарской культуры сохранились в Гагино, Ветошкине, Юрьеве, Шарапове, Борнукове.

В пользу еще одного немаловажного факта о Саитовке, как вотчине татар, гласит фамилия Ахматовы, которая прижилась в Саитовке. По всей видимости эта фамилия берет свое начало, как и название «Саитовка» от Саид-Ахмета.

Под мужским именем Ахмед подразумевается по-тюрски “прославленный”, “достойный похвалы”. Это имя широко распространено в среде мусульман. В то же время, может показаться странным, но оно содержится в православных святцах и считается вполне приемлемым для православных христиан. В других странах имя Ахмед получило разные интерпретации, например, в форме Ахмет, Ахмат, Ахмад. У людей, носящих это имя, в характере обычно проявляется энергичность, властность, неудержимость.

Чудовищное угнетение Золотой Орды, не прекращающиеся опустошительные набеги степняков стали причиной того, что со временем подавляющее число мордовских племен склонилась к сотрудничеству с русскими княжествами, а позднее – с Московским государством, и в пору борьбы его с Казанским ханством в 15-16 столетиях мордва уже твердо определилась как союзник Москвы.

Целиком и полностью мордовский край был включен в состав Русского государства после взятия Москвой Казани в 1552 году. В 16-17 веках на территории мордвы возводятся города, составляющие серьезную оборонительную полосу на границах Руси с Великой Степью. На этом фоне стремительно в высоком темпе увеличивается прослойка русского населения.

Этот период также дает ощутимый толчок в процессе христианизация мордвы. Характерный масштаб она приобретает на рубеже 18 столетия, когда Российская империя вступает в начальную эпоху своего развития. В это время мордва официально принимает поголовное крещение.

Ответом на насильственное обращение в христианство, сопровождавшееся несметными перегибами светских и духовных властей, а также возрастающее социальное и национальное угнетение вылилось в восстание мордвы в 1808-1810 годов. Корни обострившегося недовольства проявились вначале в Терюшевской волости Нижегородской губернии. Главой восстания, которое названо терюшевским, стал мордовский крестьянин Кузьма Алексеев. На основании испокон веков существовавших языческих верований им совершена смелая попытка создания отличительной и обособленной «своей» общенациональной религии мордвы, которая противостояла бы православной русской вере.

Таким образом, ответ на вопрос почему саитока неразрывно связан с нашествием Золотой Орды. Присхождение названия села, по-видимому, неким образом связано с татарским князем Саид-Ахметом

Литература

  1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1959 г.
  2. Белых С.К. История народов волго-уральского региона. - Ижевск, 2006 г.



История края
Саитовка и ее окрестности
Быт крестьян
Жители
Истории жителей
Генеалогические деревья
Дать объявление бесплатно. Доски объявлений!
 

© 2014 barabyn.ru - Барабин


рейтинг@Mail.ru яндекс.ћетрика